Свежее, актуальное, интересное в мире

Фото дня от NASA: темная туманность Линдса 1251

темная туманность Линдса 1251

Недавно NASA опубликовало свой очередной снимок, на котором запечатлена Темная Туманность Линдса (Lynds Dark Nebula).

Если смотреть на новый снимок, опубликованный NASA, может показаться, что в центральной его части напрочь отсутствуют звёзды. Но в действительности этот черный промежуток среди красивой россыпи звезд не прореха в ней, а область пространства, заполненная газом и пылью. Это темное облако называют LDN 1251, от английского Lynds Dark Nebula 1251. Эти темные облака на самом деле является местами рождения будущих звезд.

Каталог темных туманностей Линдса был впервые скомпилирован американским астрономом Беверли Тернером Линдсом и впервые опубликован в 1962 году. Эти туманности были обнаружены во время просмотра фотографических пластин от обзора Palomar Sky Survey.

Туманность LDN 1251 расположена приблизительно на расстоянии 700 световых лет от нас в созвездии Цефея. Облако содержит в себе достаточное количество пылевого вещества, способное полностью заблокировать видимый свет от звезд заднего плана. Такое название темные туманности получили как раз из-за их очень хорошей особенности затемнения. Беззвездная природа LDN 1251 и прочих подобных туманностей может создать впечатление, что в этих областях космического пространства не могут зарождаться и вырастать звезды. Но фактически верно совершенно противоположное утверждение: темные туманности предоставляют самую плодородную окружающую среду для начала процесса возможного звездообразования.

Астрономы, изучающие процесс рождения новых звезд в LDN 1251, сумели обнаружить самые молодые сгустки еще нерожденных звезд, практически полностью скрытых в интерьере облака. В этой первой стадии своего развития будущая звезда выглядит просто шаром газа и пыли, подвластным гравитационным силам в пределах окружающего молекулярного облака. В этом виде протозвезда все еще довольно прохладна, её температура приблизительно -250 градусов Цельсия, а светит она в субмиллиметровом диапазоне. Однако, можно наблюдать, что давление и температура начинают постепенно увеличиваться в этом сгустке.

Этот самый ранний период роста звезды продлиться каких-то несколько тысяч лет — удивительно короткий срок, если мерить астрономическими величинами и учитывать, что типичные звезды живут миллионы и миллиарды лет. На следующих стадиях, в течение нескольких миллионов лет, протозвезда станет более теплой и плотной. Ее излучение пройдет путь от дальнего инфракрасного спектра, до около-инфракрасного и наконец к видимому свету. Когда-то тусклая протозвезда наконец станет полноценной яркой звездой. По мере того, как в темных закоулках облака начнут рождаться всё новые и новые звезды, оно со временем рассеется и потеряет свою плотность.

Ранее сообщалось о том, что ученые установили, откуда взялся Мордор на Хароне.

Валерий Днепровский